Общее недоразвитие речи – что это такое?

     Нарушение звукопроизношение у детей могут выступать либо как самостоятельное нарушение речи, либо как один из симптомов какого – то  гораздо более сложного речевого расстройства. Во втором случае родителей чаще всего беспокоит неправильность произношения ребенком звуков, которые при этом не замечают его отставания в общем речевом развитии. Получается так, что они «из – за деревьев не видят леса».

     О нарушении звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи говорят тогда, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же наряду с этим у него отмечаются так же бедный запас слов и неправильное построение фраз, то это говорит об общем отставании в речевом развитии. В таком случае нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения. Одни дети посещают занятия с логопедом в поликлинике, другим необходимо оказание коррекционно – педагогической помощи в учреждении дошкольного образования.

     Главной целью в коррекционной  работе является создание благоприятных, эмоционально благополучных условий для преодоления имеющихся нарушений.

     Общее недоразвитие речи (ОНР) подразумевает нарушения всех компонентов речи, т. е. звукопроизношения, фонематического слуха, структуры слова, словарного запаса, грамматических категорий, связной речи.

Причины ОНР

  • Поражение плода внутриутробно (особенно 3 – 4 месяц беременности: инфекционные заболевания грипп, краснуха)
  • Интоксикация, токсикоз
  • Употребления алкоголя, никотина 
  • Несовместимость крови плода и матери по резус-фактору
  • Заболевание центральной нервной системы матери во время беременности.
  • Родовые травмы: асфиксия, гематомы головного мозга
  • Черепно – мозговые травмы в первые годы жизни ребенка

     Если неблагоприятные условия сопровождают плод на протяжении внутриутробного развития, то и поражение структур головного мозга будет более тяжкими.

Что же делать, если вашему ребенку поставили диагноз «общее недоразвитие речи»?

     Конечно, лучший выход – определение ребенка в специальную группу учреждения дошкольного образования. Здесь с ним ежедневно будут заниматься коррекционной работой учитель – дефектолог, воспитатели, а родителям дома, разумеется, нужно помогать ребенку закреплять и повторять усвоенный материал. В таких условиях больше шансов исправить ситуацию до поступления в школу.

     Если нет возможности определить ребенка в специальную группу, то родители должны водить его на занятия к логопеду в поликлинику или центр коррекционно – развивающего обучения и реабилитации своего района. В любом случае ребенку необходимо уделить максимальное внимание, как можно больше общаться, заниматься, развивать мелкую моторику рук, тренировать внимание, память, мышление, расширять словарный запас, учить правильно строить фразы.

     Речь играет огромную роль в развитии человека. Ее расстройства нарушают возможности свободного общения с окружающими людьми. Осознание речевого нарушения часто вызывает различные эмоциональные отрицательные состояния: чувство неполноценности, страха перед речью и т.д. Все это может влиять на формирование личности.

     Наши дети это то, ради чего мы живем на земле. Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка грамотно развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и быть интересным для окружающих. Эта мечта вполне может сбыться, только родителям необходимо приложить достаточно усилий и всегда помогать: каким бы ни был ребенок – для мамы и папы он самый лучший, самый любимый.

    Дорогие родители, вам потребуется колоссальное терпение и время. Ваша помощь обязательно принесет положительные результаты. От вас зависит очень многое!