Рекомендации по наполнению сайтов учреждений образования

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПОЛНЕНИЮ САЙТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 февраля 2010 г. № 60

О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 апреля 2010 г. № 645

О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192

3. Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

https://schooltime.ucoz.ru/doc/imp-obrazovt-process-oso-15-16-1-.pdf

V. Официальные сайты учреждений общего среднего образования, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома.

Сайты управлений образования облисполкомов, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, учреждений общего среднего образования (далее – официальные сайты) относятся к категории официальных сайтов, основной целью которых является позиционирование организации и (или) учреждения в глобальной сети Интернет. Официальные сайты выполняют несколько функций:

– средство реализации коммуникационной политики;

– средство создания  единого информационного образовательного пространства;

– средство формирования положительного имиджа регионального образования, имиджа учреждения образования;

– средство стимулирования продуктивной деятельности и творческой самореализации всех участников образовательного процесса, развития педагогического мастерства.

 В связи с этим официальные сайты должны быть информативными (то есть давать целостное представление о системе образования региона, о деятельности учреждения образования), доступными и иметь удобную навигацию, систему поиска. Любая  информация, размещенная на официальном сайте, должна быть достоверной и снабжена соответствующими ссылками на источник данной информации; оперативная (текущая) информация должна систематически обновляться.

С целью снижения количества обращений граждан необходимо анализировать содержание поступающих от граждан вопросов и размещать на официальных сайтах соответствующие комментарии.

4. Интернет-сайты учреждений образования: создание, наполнение, поддержка

Белоцкая И.А., Киселева А.И., методисты учебно-методического отдела информационных технологий и издательской деятельности
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»

Сегодня интернет-сайт – это необходимый атрибут информационно-образовательной среды учреждения образования. Сайт должен удовлетворять запросы пользователей данного ресурса и отражать весь спектр деятельности учреждения. Наряду с содержательным наполнением следует уделять внимание развитию сервисов, позволяющих обеспечить качественный доступ к информации.

Соответствие международным стандартам и рекомендациям

  1. Интернет-сайт должен соответствовать спецификациям и рекомендациям W3C.
  2. Информация, размещенная на сайте, должна быть доступна для пользователей, независимо от уровня их образования и технической подготовки.

Требования к навигации по сайту

  1. Для обеспечения загрузки важнейших элементов на странице сайта и их доступности, необходимо размещать основные навигационные ссылки
    в верхней части каждой страницы сайта. Выработанный порядок навигации должен соблюдаться на всех страницах сайта.
  2. Вся информация, размещенная на страницах сайта, должна быть доступна посетителю через ссылку или пункт меню. Количество переходов
    по элементам навигации для доступа к запрашиваемой информации
    не должно превышать пяти. Навигационные элементы должны выделяться на фоне остальных элементов сайта. В качестве элементов навигации по сайту следует использовать текстовое меню (JavaScript
    и Flash-анимацию не рекомендуется). В случае гиперссылки на внешний интернет-ресурс, рекомендуется информировать пользователя заранее, при этом страницы должны открываться в новом окне веб-браузера.
    В случае использования гиперссылки для загрузки файла, следует указывать его тип и размер.
  3. Необходимо использовать навигационные цепочки, содержащие путь следования по разделам от главной страницы сайта до текущей открытой страницы.
  4. Для сайтов, содержащих большие объемы информации, необходимо предусмотреть наличие дополнительных навигационных элементов – алфавитный, тематический указатели и т.д., представляющие собой подборку ссылок на страницы сайта, сгруппированные по каким-либо критериям; ссылки на наиболее посещаемые страницы сайта. При размещении на странице сайта объемной текстовой информации следует использовать внутренние ссылки на основные разделы страницы, где предусмотреть наличие ссылки для перемещения к началу страницы.

Требования к механизму поиска для сайта

  1. Форма поиска должна быть доступна на каждой странице сайта. Размер поля для ввода поискового запроса должен быть не менее 30 символов.
  2. Результаты поиска должны выводиться в виде списка на отдельной странице, имеющей соответствующий заголовок. Список результатов поиска должен быть отсортирован по релевантности.

Требования к дизайну сайта

  1. Все страницы интернет-сайта должны иметь единый дизайн.
  2. Дизайн страниц интернет-сайта должен быть отделен от информационного наполнения и разработан с использованием каскадных таблиц стилей.
  3. При разработке макета страниц интернет-сайта необходимо придерживаться следующих основных правил:
    1. Шаблон страницы должен обеспечивать корректное восприятие информации при различных размерах окна веб-браузера;
    2. На интернет-сайте не должны использоваться фоновые изображения, которые могут затруднить его восприятие или исказить информацию;
    3. Текст должен отображаться с соответствующим уровнем контраста по отношению к используемому цвету фона (не менее 50 %);
    4. Для задания размеров шрифтов, межстрочных интервалов и отступов между абзацами текста необходимо использовать относительные величины;
    5. Следует избегать эффектов, затрудняющих восприятие информации (мигание, мерцание, эффекты выделения, движущиеся строки);
    6. Навигационные и интерактивные элементы страницы (ссылки, кнопки и т. п.) должны легко идентифицироваться всеми пользователями;
    7. Гиперссылки должны быть визуально выделены, следует предусмотреть наличие различного цвета посещенных и непосещенных ссылок.
  4. Предусмотреть разбиение на разделы и подразделы.

Требования к размещению информации на интернет-сайте

Для обеспечения актуальности размещаемой на интернет-сайте информации следует разработать процедуру эксплуатации и сопровождения интернет-сайта.

Процедура должна устанавливать:

  1. Терминологию (для однозначного понимания положений персоналом);
  2. Порядок сбора сведений, подготовки информационных материалов;
  3. Порядок согласования, редактирования и публикации материалов
    на интернет-сайте;
  4. Порядок сопровождения интернет-сайта (планирование, модернизация, контроль правильности отработки интерактивных сервисов, работоспособность ссылок и т.д.);
  5. Порядок обработки запросов пользователей;
  6. Ответственность на уровне структурных подразделений или отдельных сотрудников за выполнение каждой установленной функции;
  7. Конкретные ссылки на нормативные правовые акты;
  8. Формы документов, необходимых для осуществления процедуры (форма подачи материалов для размещения на интернет-сайте и т.д.).

Требования к графической и мультимедийной информации

  1. Графическая информация, размещаемая на страницах интернет-сайта, должна храниться в единственном экземпляре в форматах, рекомендованных W3C для использования в сети Интернет и обеспечивающих наименьший объем передаваемых данных при допустимом уровне качества отображения.
  2. Графическая информация должна свободно интерпретироваться всеми пользователями.
  3. Размещение на странице мультимедийной информации должно соответствовать рекомендациям W3C. При использовании мультимедийных элементов, отображаемых с помощью вспомогательных программ или дополнительных модулей, следует предусмотреть альтернативное стандартное представление элементов в виде ключевых изображений или текстового описания, убедиться в доступности информации при отключении пользователем отображения мультимедийной информации в веб-браузере.

Требования к содержанию интернет-сайта учреждения образования

На интернет-сайте учреждения образования должны быть представлены следующие блоки информации:

  1. Общая информация:
    1. Полное и краткое наименование учреждения образования;
    2. Почтовый адрес;
    3. Контактные телефоны, E-mail;
    4. Цели и задачи;
    5. Сведения об администрации учреждения, контактная информация (телефоны, E-mail), график приёма посетителей;
    6. Нормативно-правовая база деятельности учреждения;
    7. Условия приема в учреждение образования;
    8. Служба «Одно окно» (административные процедуры, образцы заявлений, электронное обращение).
  2. Статистическая информация:
    1. Сведения о педагогическом коллективе (ФИО, стаж, квалификационная категория, преподаваемый предмет);
    2. Сведения об учебно-материальной базе;
    3. Количественный состав учащихся, количество классов по параллелям, наполняемость классов;
    4. Информация об аттестации.
  3. Информация об образовательном процессе:
    1. Расписание занятий;
    2. Сведения о проведении плановых мероприятий;
    3. Сведения о занятиях по интересам, факультативах, курсах по выбору;
    4. Сведения о кружках, клубах, общественных организациях.
  4. Дополнительная информация:
    1. Сведения о достижениях учреждения;
    2. Методические разработки специалистов учреждения;
    3. Информация для молодого педагога;
    4. Лучшие работы учащихся;
    5. Информация для родителей;
    6. Ссылки на образовательные и правовые интернет-сайты; на личные интернет-ресурсы учащихся и педагогов;
    7. Информация по централизованному тестированию.

Список источников

  1. Указ Президента Реcпублики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
  2. Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов, утвержденное постановлением Совета Министров Реcпублики Беларусь № 645 от 29.04.2010.
  3. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2105-2012 «Интернет-сайты государственных органов и организаций».

<font color=»#000080″ size=»3″>С 1 марта 2013 года вступил в силу ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СТБ 2105-2012 «ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ»</font>

Государственные организации (учреждения образования) обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах, доменные имена которых должны быть зарегистрированы в зоне BY.

Информация на интернет-сайтах организаций размещается с учетом следующих требований:

  • актуальность,
  • оперативность,
  • достоверность и целостность,
  • полнота,
  • четкость структуризации, распределение данных по тематическим рубрикам.

Сайт должен обеспечивать пользователя актуальной информацией об учреждении и его деятельности, достижениях и проводимой методической работе, иметь возможность обратной связи с посетителями.

Информация должна обладать необходимой глубиной содержания и регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях – также датироваться.

Структура сайта должна обеспечивать оптимальное размещение различных видов информации, простоту навигации и доступа пользователей с различным уровнем образования и технической подготовки к содержанию рубрик (разделов, подразделов) сайта, а также единство дизайна всех страниц.

Информационное наполнение официального сайта учреждения образования

На сайте должны быть представлены следующие блоки информации.

1. Общая информация об учреждении образования: 

  • полное и краткое официальное наименование учреждения, вышестоящий орган управления;
  • сведения о задачах и функциях учреждения;структура учреждения (кадровая структура);
  • контактные телефоны; факс;
  • почтовый адрес, схема проезда,
  • адрес электронной почты;
  • режим работы учреждения образования;
  • сведения об администрации и специалистах учреждения образования (фамилия, имя, отчество, должность, функции, контактная информация, график приема посетителей);нормативная правовая база деятельности учреждения (устав, положения, учебный план, нормативные правовые акты);актуальные условия приема в учебное заведение на следующий учебный год;
  • сведения об учреждении образования как об юридическом лице (банковские реквизиты).

2. Лента новостей

  • учреждения образования,
  • вышестоящих органов управления образованием.

3. Быстрый переход на официальные ресурсы (баннеры):

  • На сайте должна быть реализована возможность быстрого перехода на сайты вышестоящих органов управления образованием (Министерство Образования, управления образования), на Интернет-портал Президента Республики Беларусь, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, Детский правовой сайт.

4. Информация о вышестоящих органах:

  • номера телефонов ”горячих линий“, телефонов доверия и справочных служб;
  • наименование, адрес и режим работы вышестоящих организаций.

5. Информация о работе с обращениями граждан:

  •  порядок рассмотрения обращений граждан;
  • форма электронного обращения, адрес электронной почты;
  • номера телефонов ”горячих линий“, телефонов доверия и справочных служб.

6. Информация об осуществлении административных процедур:

  • наименования реализуемых административных процедур;
  • перечни документов и сведений, представляемых для осуществления административных процедур;
  • формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, порядок их заполнения и представления;
  • сроки осуществления административных процедур;
  • сроки действия документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;
  • время приема, местонахождение, номер служебного телефона, фамилия, имя, отчество, должность работников, осуществляющих прием заявлений об осуществлении административных процедур

7. Статистическая информация:

  • сведения о педагогическом коллективе (список специалистов с указанием преподаваемого предмета, квалификации, стажа работы, информация о методических объединениях);
  • сведения об учебно-материальной базе;
  • количественный состав учащихся, количество классов по параллелям, наполняемость классов.

8. Информация об образовательном процессе:

  • расписание занятий; расписание звонков; 
  • сведения о проведении плановых мероприятий; 
  • сведения о занятиях по интересам, факультативах, курсах по выбору, внеклассных мероприятиях;
  • сведения о кружках, клубах, общественных организациях.