Организация образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра. Средства поддерживающей коммуникации

Особенности организации среды

        Тот факт, что расстройства аутистического спектра сопровождают человека всю жизнь, не значит, что они не изменяются с возрастом. Состояние человека с РАС улучшается или ухудшается в зависимости от того, в какой среде и каких условиях он живет.

        Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением. Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.                        

        Научными  исследованиями подтверждено, что:

 1. Результативным является сопровождение, и основанные на принципах прикладного анализа поведения.

2.  Наиболее эффективным для обучения людей с РАС является использование зрительного канала.

3.  Дети с РАС достаточно успешны в среде, структурированной соответствующим образом.

        Организация образовательной среды для детей с РАС построена на трех принципах:

-принцип структурирования;

-принцип визуализации;

-учёт сенсорных особенностей.

        Для организации образовательной среды, в рамках структурированного подхода, необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания.

        Эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки информации, механической памяти и специальных интересов. Направлять внимание на важные вещи окружающего мира. Сделать временные и пространственные связи наглядными, а пространство должно быть зонированное.

Зонирование:

  • Зона для индивидуальных занятий
  • Зона для групповых занятий
  • Зона для самостоятельной работы
  • Зона для двигательной активности и отдыха
  • Разграничения пространства

        Очень важно соблюдать правила организации среды.  Наличие в каждой зоне специальных материалов и оборудования .  Она должна быть безопасной для детей (блокировка окон, дверей и пр.). Принципы структурирования порядка подразумевают разделение пространства на зоны, которые закреплены за видами деятельности. Также необходимо жёстко закрепить предметы за этими зонами, структурировать материалы. Пространственную упорядоченности стоит сохранять в течение длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно. Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в классе. Необходимо маркировать парту, шкафчик ,а так же  все личные вещи. Маркировка должна быть постоянной и  может  обозначаться цветом, картинкой или именем.

        Все пространство не должно быть перегружено бытовыми предметами, игровыми и учебными материалами.

        Зона для групповых занятий выглядит так:

— Один или два ряда парт, обращенных к доске, как в обычном классе.

— За этими портами должны были иметь возможность удобно разместиться все дети класса и тьюторы.

— Парты должны стоять таким образом, чтобы тьюторы могли в нужный момент подходить к своим ученикам не закрывая обзор.

— Зона для групповых занятий является моделью общей образовательного класса, поэтому она должна максимально внешне ему соответствовать.

— На доске и рядом должны располагаться необходимые визуальные подсказки.

        Сенсорная зона — это место, где ученики могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки. Может находиться в отдельном помещении, но может быть организовано и в помещении класса. Она может быть отделена от учебных зон перегородками, мебелью или просто выделена визуально цветным скотчем. Существует большое количество сенсорного оборудования, и к его подбору следует относиться очень внимательно. Не нужно перегружать сенсорная зону вещами, которыми дети никогда не будут пользоваться. Место уединения с возможностью уменьшения интенсивности освещения. Дети с аутизмом испытывают слишком большую перегрузку и стимуляцию в течение дня и мягкие пуфы помогут ребёнку расслабиться. Они дадут возможность восстановить силы,  улучшить поведение и облегчить обучение ребёнка.

        Большинство детей с аутизмом нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы. Качание дает возможность получить необходимую сенсорная стимуляция, что может уменьшать повторяющиеся поведение. Поэтому для детей можно установить качели. Прыжки на фитболе или батуте помогают детям в координации движений, а также восприятия своего тела. Вертикальное движение во время прыжков на батуте успокаивающее влияют на нервную систему, дети становится спокойнее, может увеличиваться сосредоточенность во время занятий.

        Многие дети с аутизмом имеют проблемы с проприоцепцией — восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положение своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычную сильную потребность в глубоком давлении на кожу. Специально разработанные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательные поведение ребёнка. Использование утяжелители во время уроков может уменьшить гиперактивность ребёнка и помочь ему стать более усидчивым.

        Дети с аутизмом часто имеют искаженное сенсорное восприятие. Они  могут негативно реагировать на прикосновения или находиться в постоянном сенсорном поиске. Массажные приспособления и сенсорная игрушки могут уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым способом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновением кожи.

        Дети с РАС нуждаются в дополнительной визуальной поддержке.

        Виды визуальный поддержки:

— визуальные подсказки;

-визуально представленные правила поведения в группе;

-визуализация времени;

-расписания .

        Использование расписания — это навык, необходимый в течение всей жизни! Визуальное расписание помогает понять когда начнётся долгожданное событие, как долго будет продолжаться. Дает понимание Последовательности событий, «когда» и «что» можно будет делать, понимание слово «нет». Оно отображает основные режимные моменты. Важно комментировать происходящее простыми, доступными словами что происходит и для чего. Ежедневно работать с расписанием, чётко подбирать символические обозначение того или иного события. Предварительно обсуждать изменение расписания. Выполнение составленного расписания обязательно для всех взрослых.