Рекомендации родителям по предотвращению депрессивных состояний ребёнка

Семейная дезорганизация — главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами су­ицидального решения.

Признаки депрессивных реакций у подростков:

1.      Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2.      Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склон­ность к уединению.

3.      Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4.      Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5.      Вялость, хроническая усталость.

6.      Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной мало­ценности, никчемности.

7.      Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8.      Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, упо­требление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков мо­жет иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и пове­дении ребёнка.

С целью профилактики кризисных состояний родителям необходимо:

1.      Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения фи­зического и психического здоровья ребенка.

2.      Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию.

3.      Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и ре­шения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».

4.      Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих дости­жениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.      Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.

6.      Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физи­чески и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения воз­никшей проблемы.

7.      Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжен­ной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.

8.      Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

1.      Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уве­ренность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оце­нить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2.      Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.      Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом сле­дует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившу­юся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребен­ком обратиться за помощью к специалисту.

4.      Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом ме­сте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник — дома или вне дома.

5.      Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, сле­дует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готов­ность родителей защитить ребенка от * несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень до­рог и что родители его действительно очень любят.

6.      Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

7.      Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадеж­ной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.

8.      Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и, при необходимости, сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо принимать участие в  жизни ребенка, за которого родители несут ответственность. Необходимо помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, ставить перед собой цели и учить добиваться их,  создать перспективу, а иногда просто посочувствовать ему, выслушать. А главное —  принимать его таким, каков он есть.

9.      При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую по­мощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во вся­ком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их от­ношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ!  Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы…

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

•        Успокоиться самому.

•        Уделить всё внимание ребёнку.

•        Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы и Вашего ребенка для вас сейчас ничего нет.

•        Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

•        Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1)      Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстро­енным, у тебя что-то случилось?».

2)      Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?».

3)      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?».

4)      Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситу­ации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг.

5)      Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

1.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»

2.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».

4.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас дол­жен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять мо­лодежь в наши дни?»

5.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай ся­дем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не полу­чится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаружи­ваете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к невро­логу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Если Вы заметили тревожные сигналы – обратитесь к школьному психологу. Ваше сотрудничество поможет своевременно и грамотно выйти из неблагополучной для ребенка ситуации.