Час общения «Насилие и закон»
Цель: профилактика насилия среди учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, основанной на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием, видами и причинами насилия.
Развивать черты характера, присущие толерантной личности.
Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Побуждать оказывать помощь и сочувствие жертвам насилия.
Участники: учащиеся 8 классов
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, содержащая подборку файлов с фотографиями сцен насилия, листы, карандаши, ручки.
Предварительная работа: заранее предложить 2-3 учащимся сделать презентацию на тему: «Предупреди наслие».
План часа общения:
Организационный момент. Сообщение темы.
Информационный блок «Насилие: формы, виды и причины возникновения».
Просмотр презентации «Предупреди насилие».
Выполнение упражнений «Мои чувства», «Копилка обид».
Заключительная часть. Притча «Оставление обид».
Подведение итогов, рефлексия.
Памятка «Защити себя» (Приложение)
Ход классного часа
Организационный момент. Сообщение темы классного часа.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать, И подарить его людям.
Педагог. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. Если бы так было всегда, то мы с вами жили бы в идеальном мире, где нет места конфликтам, ссорам, оскорблениям. Однако в настоящее время мы живем совсем в другом мире, в мире, где привычным становится такое слово, как «насилие».
Информационный блок «Насилие: формы, виды и причины возникновения».
— Как вы думаете, что такое насилие? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях, часто слышим его с экранов телевизора: «совершил насильственные действия по отношению к…», «насильник», и т.д. Что имеется в виду?
(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, педагог-психолог поощряет высказывания и стимулирует активность школьников)
Наси́лие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб].
Это определение соединяет преднамеренность и действительное совершение акта насилия, независимо от его результата. То есть угроза – это тоже насилие.
Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших.
Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем дать каждой определение.
Далее учащиеся приводят примеры разных форм насилия.
Формы насилия:
Физическое насилие – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли.
Психическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства человека, оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих ему вещей.
Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства.
Экономическое – это лишение возможности распоряжаться средствами по своему усмотрению, когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, во всём ограничивают. Сюда относится вымогательство денег.
Сексуальное – изнасилование, пошлые домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям. Это вовлечение одним человеком другого без его согласия в сексуальные действия. Согласие несовершеннолетнего ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок в силу возраста не может предвидеть все негативные последствия данного действия.
Пренебрежение нуждами ребёнка — это отсутствие заботы со стороны взрослых о ребенке, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.
Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.
— Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия оказывает самое большое влияние и почему?
Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый человек имеет право на защиту от насилия.
— Как вы думаете, в каких документах говориться о защите прав ребёнка от насилия? (Ответы учащихся)
- Закон «О правах ребёнка»
- Конвенция «О правах ребёнка»
- Кодекс РБ о браке и семье
- Уголовный кодекс. Поэтому за защитой своих прав можно и нужно обращаться в милицию, суд, прокуратуру.
Но если насилие запрещено, то откуда же тогда оно возникает? Где может совершаться насилие?
Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Насилие совершается и в молодежной среде.
Насилие может быть и в образовательном учреждении.
— Скажите, пожалуйста, кто может совершать насилие? (Ответы учащихся).
— Насилие могут проявлять взрослые или дети по отношению друг к другу, родители по отношению к детям, учитель к ученику, ученик – к учителю. Группа людей может совершать насилие по отношению к одному человеку, тогда говорят о групповом насилии.
Как вы думаете, почему одни люди выступают в роли насильника, а другие — в роли жертвы? (Ответы учащихся).
Жертвами насилия часто становятся самые незащищенные, слабые люди: женщины, дети, старики, инвалиды. Среди молодых людей чаще всего подвергаются те, кто имеет физические отличия от других (низкий рост, рыжие волосы, оттопыренные уши), тот, кто не может постоять за себя; это могут быть дети из малообеспеченных семей.
Скажите, пожалуйста, а почему некоторые люди способны проявлять агрессию, насилие, унижать других, быть в роли насильника? Как вы думаете, что заставляет их так поступать? (Ответы учащихся)
Основой насилия является убеждение, что принуждение — самое верное средство для того, чтобы добиться от человека нужного поведения.
Насилие часто совершают неуверенные люди, которые самоутверждаются за счет других.
Совершить насилие способны люди, не умеющие контролировать свои отрицательные эмоции (гнев, агрессию, страх), те, кто копит обиду на кого-либо, а потом вымещает её на слабых.
Тот, кто совершает насилие, скорее всего, сам подвергался агрессии или был свидетелем подобного отношения к другому человеку. Так и появляется порочный круг насилия.
Педагог. А теперь, я предлагаю вам посмотреть презентацию, которую подготовили учащиеся нашего класса. (На экране появляются фотографии ситуаций как можно избежать насилия). Далее обсуждение в классе.
Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о том, что жизнь даётся человеку только раз и он должен прожить её осмысленно. Ещё я уверена, что каждый из нас будет бороться до конца со своими трудностями, научится прощать, замечать боль другого и помнить, что вокруг него есть цветы – люди, среди которых обязательно найдутся хорошие и верные друзья.
Помните, всё в ваших руках.
Педагог. Что нового вы сегодня узнали? Задумывались ли вы о том, что нужно делать, если вы подвергаетесь насилию или были свидетелем насилия?