Цель: формирование у учащихся представлений о рыбах как об особой группе животных.
Задачи:
— создать условия для усвоения отличительных признаков рыб, особенностей их строения в связи с жизнью в воде;
— способствовать осознанию учащимися роли рыб в природе и для человека, необходимости поддержать чистоту воды в водоемах, а также бережного отношения к этой группе животных;
— развивать умения описывать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи в системе «особенности строения».
Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие, глобус, книга для чтения, схема «Рыбы», «Приспособления рыб для жизни в воде», «Рыбы по способу питания», «Охрана рыб»; рисунки рыб; раздаточный материал; мультиборд.
Ход урока
- Организационный этап
— Все расселись по местам. Никому не тесно?
— По секрету скажу вам: будет интересно!
— Все готовы? Улыбнитесь соседу по парте, пожелав успешной работы. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
2. Этап проверки выполнения домашнего задания.
— Но сначала, напомните мне какую тему мы изучали на прошлом уроке? (слайд 2)
— Проверим ваши знания по данной теме. Вам необходимо самостоятельно выполнить задания на листах.
— Проверяем себя, все ответы вы видите на экране. И не забываем оценить себя. (слайд 3)
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
— Вы замечательно справились с задание. А чтобы понять, куда мы сегодня отправимся на уроке, какой мир откроет для нас двери, нужно потрудится.
— Внимание на экран (слайд 4), вашему вниманию предлагаются 3 строчки в которых нужно найти лишнее слово и объяснить почему, и тогда мы с вами отгадаем название группы животных, которые приглашают нас в гости.
* Муха, окунь, бабочка, комар, пчела. (Окунь – рыба, а остальные насекомые )
*Сом, ласточка, скворец, аист. (Сом – рыба, остальные – птицы)
*Медведь, волк, лиса, карась. (Карась – рыба, остальные – животные)
— Назовите все лишние слова одним словом. (слайд 5)
— Все верно, молодцы РЫБЫ и есть тема нашего урока.
— Чего на Земле больше – воды или суши?
— Кто живет в воде?
— Вот сегодня на уроке мы с вами и отправимся в царство рыб. Узнаем (целеполагание — слайд 6):
* отличительные признаки рыб;
* как рыбы приспособились жить в воде;
* чем рыбы питаются;
* как заботится государство о рыбах.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
— Рыбы живут в океанах и морях, реках и озерах, болотах и ручьях. Самая крупная рыба в Беларуси – речной сом. Он достигает в длину 5 метров. Самая большая морская рыба – китовая акула, 18 метров и весит она как 6 слонов.
— Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем первый абзац на 83 странице и ответим на вопрос — Чем рыбы отличаются от других животных? (схема «Строение рыбы» на сладе 7) (жабры – жаберная крышка, плавники, чешуя)
Работа в парах – заполнить схему «Строение рыбы» (слайд 8)
— Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Парная самопроверка)
(слайд 9 -12)
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
— У рыб есть пузырь с воздухом – плавательный пузырь. Он делает рыбу легкой и быстрой.
— Что помогает рыбам жить в воде? (схема «Приспособления рыб для жизни в воде»)
— Ребята, а как вы думаете: чем питаются рыбы?
(Составление схемы «Рыбы по способу питания» — обращаясь к книге для чтения стр 135-136 «Что у рыбы на обед?», индивидуальная работа с карточками)
Физминутка (слайд 13)
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
Мы присядем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас.
— Внимание на экран (слайд 14,15) – Интересные факты о рыбах.
— Какое значение имеют рыбы в природе? (чтение учебника стр. 84 второй абзац)
— Как размножаются рыбы? Кто знает, что такое нерест? (Нерест – это сложное поведение рыб в период размножения. Рыбы откладывают икру, из которой появляется зародыш, малек. Он питается, растет, развивается и становится взрослой рыбой.
— Ребята, как вы думаете: во всякой ли воде рыбы себя хорошо чувствуют?
— Вода – это дом для рыб. Часто человек, не задумываясь о последствиях, вторгается в этот дом, нарушает в нем «мирную» жизнь рыб. А рыбы как и другие животные, нуждаются в охране.
— Какие правила нужно соблюдать человеку? (не ловить рыбу сетями, не рыбачить во время нереста, не засорят воду) (в ходе беседы составляем схемы «Охрана рыб»)
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
— Назовите рыб, которые живут в водоемах Беларуси?
— Какие части тела есть у рыбы?
— Как рыбы приспособились жить в воде?
— Чем рыбы питаются?
— Какова роли рыб в природе и для человека?
— Заботиться ли государство об охране рыб?
5. Этап закрепление новых знаний.
Парное выполнение Фишбоуна с дальнейшей проверкой учителем.
(слайд 16)
6. Этап подведение итогов.
Учитель анализирует работу класса и отдельных учащихся, оценивает совместно с учащимися достижение задач урока.
7. Этап рефлексии
Игра «Закончите фразу»
Игра «Мое настроение» (слайд 17)