Установление вербального контакта с аутичным ребёнком

 Установление вербального контакта с аутичным ребёнком

    Ранний детский аутизм – нарушение психического развития ребёнка, связанное с нарушением контактов с окружающим миром. Это – диагноз медицинский, его устанавливает только специалист. Недостаточная изученность данного заболевания, широкий спектр проявлений затрудняют его диагностику. Чаще всего аутичные дети попадают к врачу только перед школой. Однако очень важно выявить их в детском саду, помочь в формировании навыков общения и подготовить к обучению в школе. В психоневрологическом диспансере коррекционная работа с аутичными детьми проводится в комплексе с привлечением психиатра, невропатолога, психолога, логопеда и родителей. Такое взаимодействие, несмотря на короткий срок пребывания детей в стационаре позволяет достичь положительных результатов в работе. Зная закономерности развития детей-аутистов и имея определённый опыт работы, можно научить их многому.

   Коррекционная работа с каждым аутичным ребёнком проводится индивидуально и начинается с установления контакта как тактильного, так и вербального. Специфические психические особенности детей с данным заболеванием вызывает большие трудности. Обычно аутичный ребёнок вначале не реагирует на инструкции, предложенные игры. Проговаривая слова, выполняя движения, взрослый вовлекает ребёнка, беря его руки в свои. Если ребёнок не хочет, игру нужно прекратить, а если не сопротивляется – её можно повторить снова, включая в ход занятия. Когда ребёнок привыкнет к определённому объёму материала на занятии, попробуйте опустить эту игру. Ребёнок обязательно вам её напомнит, и вы сможете смело играть с ним и вне занятия.

   На первых порах не следует настойчиво навязывать своё общество. Подходить к построению занятия нужно гибко, учитывая интересы и желания ребёнка и не придерживаясь заранее запланированного хода занятия. Если у ребёнка что-то не получается, следует очень тактично подсказать и оказать помощь. При любом негативном отношении ребёнка к игрушке или действию нужно их пока отложить. Для игр лучше всего выбрать пирамидки, матрёшки, рамки-вкладыши, в них дети играют с удовольствием и длительное время. При спокойной, доверительной обстановке  и постепенном привыкании у ребёнка исчезает чувство скованности, он станет с удовольствием принимать помощь. Взрослый все свои манипуляции должен сопровождать речью.

   Постепенно нужно вводить игры на подражание. Приведём некоторые из них.

  Игра «Покажи нос»

Цель: помочь ощутить и осознать своё тело.

   Раз, два, три, четыре, пять –

  Начинаем мы играть.

  Ты смотри, не зевай

  Что сейчас я скажу

  И при этом покажу.

   Взрослый называет и показывает на себе части тела, затем на ребёнке (по желанию).

Игра «Сделай , как я делаю»

Цели: развивать подражание движениям рук взрослого и кисти рук, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи.

  Ладошки вверх!

(Ребёнок кладёт руки на стол ладонями вверх)

  Ладошки вниз!

(Переворачивают ладони)

  А теперь их на бочок!

(Ставят ладони на ребро)

  И зажали в кулачок!

(Зажимают ладони в кулачки)

Игра «Наши ручки»

Цель: развивать подражание движениям взрослого, понимание речи.

  Наши ручки хлопают:

  Хлоп-хлоп-хлоп.

(Дети хлопают в ладоши)

  Наши ножки топают:

  Топ-топ-топ.

(Топают ногами)

  Голова качается:

  Раз, два, три.

(Качают головой)

  Ротик улыбается – посмотри!

(Растягивают уголки рта указательными пальцами)

Игра «Что мне нравится?»

Цель: развивать подражание жестам и речи взрослого.

  Мне нравится говорить:

  «Нет, нет».

  Мне нравится говорить:

  «Нет, нет, нет».

  Мне нравится говорить:

  «Нет, нет, нет, нет».

   Взрослый показывает, как трясти  пальчиком, одновременно произнося «нет» затем, покачивая головой, повторяет стихотворение со словом «да».

  Труднее всего добиться вербального контакта с ребёнком. Дети с аутизмом редко обладают полноценной речью, поэтому ведущее место в коррекционной работе  с аутистами занимает её развитие. На первых этапах работы необходимо продумать план занятия и затем повторять, не нарушая его. Ребёнок, зная определённую последовательность заданий, становится более спокойным и уверенным. Малейшее отклонение от плана может вызвать его негативную реакцию.

  Главное, добиться от ребёнка произнесения какого-либо звука или голосовой реакции, т.е. помочь ему преодолеть речевой барьер. Очень эффективны в данном случае дыхательно-голосовые упражнения.

Поезд гудит: у-у-у; пароход плывёт: ы-ы-ы; дети заблудились: ау; понюхай цветок: а-а-а. ребёнка просят сделать вдох через нос, на выдохе через рот произнести звуки. Все эти упражнения необходимо обыграть.

  Когда ребёнок научится произносить отдельные звуки, ему будет легче сказать слово.

  Закреплять произношение гласных звуков, формировать умение управлять силой голоса можно с помощью игры «Квадраты».

  Перед ребёнком два квадрата 15 на 15 см (красный – «громко», синий —  «тихо»).

  Ребёнок с силой нажимает ладонью на квадрат красного цвета и громко произносит гласный звук, затем аккуратно кладёт руку на синий квадрат и произносит звук тихо. Вначале взрослый выполняет это вместе с ребёнком, держа его за руку. Привыкнув с уверенностью произносить звуки, ребёнок может повторить, нажимая на квадраты слоги и слова, незаметно предложенные взрослым, например: а-а-а, а-у, ма-ма и т.д. обычно после этого дети уже не боятся их произносить. Как только вербальный контакт будет установлен, можно начинать работу по коррекции и развитию речи.