В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.)
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей). Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.
Табак.
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности. Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.
Вдыхание клея.
Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица. Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.
Марихуана, травка, «курево», зелье. Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации. Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
Кокаин.
Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гиперемия слизистой оболочки носа.
Героин, морфий, кодеин.
Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Крэк.
Симптомы: короткий период эйфории, с меняющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращающийся насморк. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.
Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с педагогом социальным, психологом школы, наркологом.
Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.)
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей). Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.
Табак.
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности. Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.
Вдыхание клея.
Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица. Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.
Марихуана, травка, «курево», зелье. Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации. Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
Кокаин.
Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гиперемия слизистой оболочки носа.
Героин, морфий, кодеин.
Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Крэк.
Симптомы: короткий период эйфории, с меняющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращающийся насморк. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.
Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
- - использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с детьми исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;
- - больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ- зависимости, нежели информационной части общения;
- - не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия;
- - проводить профилактику ПАВ - зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ - зависимостью взрослых;
Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с педагогом социальным, психологом школы, наркологом.
В работе по профилактике важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:
- точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
- состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);
- погруженность в себя, разговоры с самим собой;
- неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
- заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
- необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам;
- сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
- частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;
- игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
- неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
- неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость;
- быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
- очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;
- ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям;
- постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
- возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;
- ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;
- малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона ("травка", "ширево", "колеса", "план", "приход", "мулька", "джеф", "ханка", "кумар" и т.п.) и обрывков фраз ("мне надо", "как там дела?", "достал?" и т.п.);
- чтение книг (Карлоса Кастанеды, Уильяма Берроуза) и журналов, популярных среди наркоманов ("Птюч" и т.п.), регулярное посещение техноклубов;
- отказ от употребления спиртного (если прежде охотно употреблял);
- изменение внешнего облика — неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;
- появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика — символа ЛСД);
- частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
- стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
- неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);
- умственные и (или) физические отклонения от нормы — замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тремор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;
- пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);
- внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
- запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
- обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
Начиная с 2009 года из незаконного оборота, наряду с наркотическими средствами, психотропными веществами, включенными в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (далее – Республиканский перечень), стали изыматься и новые синтетические каннабиноиды, являющиеся особо опасными психотропными веществами, не используемыми в медицинской деятельности, содержащиеся в курительных смесях «спайс».
Согласно информации, полученной из медицинских интернет-сайтов и научных изданий, употребление «спайсов» приводит к следующим последствиям:
- Локальные реакции организма, которые возникают по причине прямого негативного влияния дыма на слизистые организма.
- Реакции центральной нервной системы.
- Сильная интоксикация организма.
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание - все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И всё таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить...К сожалению, тема наркомании давно стала привычной и понятной большинству граждан нашей страны. Говоря о профилактике наркомании, необходимо рассмотреть основные причины, влияющие на ее появление. Понимание того, что толкает к приему запрещенных веществ, поможет эффективнее организовать борьбу с этим пагубным явлением.
Выделяют 4 основные причины наркомании:
- Семейные проблемы. Подтолкнуть к наркотику могут неурядицы в семье и плохие взаимоотношения с родителями. Это может быть связано как с отсутствием должного внимания взрослых, так и с их чрезмерной опекой. Чтобы убежать от окружающей его действительности, человек начинает искать утешение в наркотических веществах. 2.Любопытство и скука. Эти два чувства могут спровоцировать прием наркотиков. Такими мотивами руководствуются люди, которые легко поддаются чужому влиянию. Каждый, кто впервые пробует наркотик, считает, что от одного раза ничего ужасного не случится. Скука, недостаток впечатлений — одна из причин, по которым молодые люди начинают принимать наркотики. Когда у человека есть увлечения, жизнь интересна сама по себе, и для того чтобы увидеть мир в ярких красках, не нужно входить в измененное состояние сознания. 3.Желание добиться интеллектуального и творческого успеха.
- Наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.
№ | Сроки | Содержание деятельности | Ответственные за мероприятия | Отметка о выполнении |
1 | сентябрь2022 | Информационно-аналитическая с целью обеспечения выполнения педагогическими работниками учреждений образования письма Министерства образования Республики Беларусь «Об усилении мер по противодействию распространения и употребления наркотических средств, курительных смесей, психотропных веществ и их прекурсов среди учащейся молодёжи», а так же с целью профилактики алкогольных, слабоалкогольных напитков среди несовершеннолетних разработка совместного плана психолого-педагогических мероприятий СППС | педагог социальный Лесковская Л.Л., педагог-психолог Семенова Н.Г. | До 10.09.2022 |
2 | октябрь 2022 | Проведение психосоциального анкетирования среди учащихся 5-11 классов с целью изучения степени информированности и определения уровня рискованного поведения по проблеме употребления наркотических средств и правовых последствий. | педагог-психолог Семенова Н.Г., | до 1 ноября 2022 |
3 | cентябрь2022- май 2023 | Своевременное выявление по характерным поведенческим признакам и внешнему виду обучающихся, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а так же алкогольные, слабоалкогольные напитки среди несовершеннолетних с последующей постановкой их на профилактический учёт в учреждениях образования, органов внутренних дел, направлением на консультации к врачу-наркологу ;выявление иных фактов участия обучающихся в правонарушениях | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
4 | один раз в квартал | Проведение учебно-методических профилактических занятий с обучающимися по вопросам противодействия наркотизации и иных зависимостей в молодёжной среде педагогом-психологом и социальным педагогом согласно расписанию консультаций индивидуального плана работы и по запросу | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
5 | cентябрь 2022 -май 2023 | Работа с семьями- консультирование родителей педагога-психолога и педагога социального согласно расписанию консультаций индивидуального плана работы и по запросу | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
6 | один раз раз в полугодие | Разработка памяток о вреде и последствиях употребления наркотических, иных одурманивающих веществ и алкогольных, слабоалкогольных напитков среди несовершеннолетних. Размещение информационных листовок на сайте учреждения образования и стендах школы. | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
7 | cентябрь 2022 -май 2023 | Консультация для педагогов по вопросам противодействия наркотизации и иных зависимостей в молодёжной среде согласно расписанию консультаций индивидуального плана работы и по запросу | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
8 | один раз в полугодие | Участие в проведении родительских собраний «Наркотики. Закон. Ответственность». «Алкоголь. Закон и ответственность» | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
9 | один раз раз в полугодие | Оформление «Уголка правовых знаний» и размещение на интернет-сайте учреждения образования информации об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и последствиях их употребления, внешних признаков отравления и так же с целью профилактики употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков среди несовершеннолетних. | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | в течении года |
10 | до 30 августа 2023 | Анализ психолого-педагогической работы по выявлению и предупреждению употребления, распространения наркотических средств, алкогольных, слабоалкогольных напитков среди несовершеннолетних. Планирование работы на новый учебный год. | педагог-психолог Семенова Н.Г., педагог социальный Лесковская Л.Л. | До 30.09.2023 |
Ссылка для скачивания фильмов https://disk.yandex.by/d/8BrFexNRBjJwmA.