Программа
«Военно патриотическое воспитание”
на 2024/ 2025 учебный год
1. Введение
Программа «Военно патриотическое воспитание » рассчитано на то, что современное общество требует подготовки молодежи, обладающей социальной активностью, самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания школьников и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающейся молодежи как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания школьников.
2. Содержание проблемы и пути ее решения
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, способных к социализации, соблюдающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих толерантность, уважающих язык, традиции и культуру других народов.
Потеря нравственных ориентиров в 90-х годах ХХ века привела к значительному ослаблению формирования у школьников социально- нравственных и гражданских позиций, в том числе и патриотизма. Практически полное отсутствие воспитательных воздействий, нестабильность социально-экономического и политического развития общества в этот период привели к усилению кризисных явлений в молодежной среде и появлению молодых людей с опасно-деструктивным отношением к обществу и государству.
В силу данных проблем, задачи воспитания школьников на современном этапе реализуются в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют актуализации воспитательной системы в школе, разработки новых форм и методов патриотического воспитания обучающейся молодежи, адекватных современным социально-педагогическим представлениям.
На возрастной период с 15 до 18 лет приходится важнейшие социальные и демографические события в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. За относительно короткий отрезок жизни молодые люди переживают многократную смену своего статуса. В современной школе загруженность обучающихся 10-11 классов очень высокая: многие занимаются с репетиторами, на подготовительных курсах, посещают огромное количество секций, поэтому работа по патриотическому воспитанию начинаеться с младших классов.
3. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти героического прошлого нашего Отечества, приобщение детей и молодежи к героической истории государства, подвигу народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, формирование у обучающейся молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому нашей республики, культуре ее народов, ее природе.
2. Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.
3. Развивать у детей и молодежи лучшие качества истинного патриота .
4. Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам .
5. Воспитывать у молодежи неприятие агрессии, насилия и войны.
6. Вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
7. Способствовать духовному, физическому, социальному развитию
обучающихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих и образ жизни.
8. Способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах.
9. Привлекать (использовать) средства массовой информации, социальных партнеров к совместной работе по формированию у детей и молодежи чувства патриотизма, готовности достойного служения Отечеству.
4. Основные направления реализации Программы
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания обучающейся молодежи.
Проекты
«Память» – акции, мероприятия, направленные на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории , мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Создание в школе музейного уголка с тематиками: Они защищали Родину, Они выполняли свой интернациональный долг, Они боролись с террористами во всех точках Земного шара, Учителя Мяделя, отдавшие частицу своего сердца детям и дети, которые добились успехов в жизни.
«Великая Победа» – акции, мероприятия, направлены на празднование Дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти жертв фашистского террора.
«Милосердие» – блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: оказание помощи ветеранам, пожилым и инвалидам, семьям погибших военнослужащих (1941-1945гг.), тимуровская работа.
«Мемориал» – шефство над памятниками, мемориалами, обелисками, воинскими захоронениями и другая благотворительная деятельность.
«Защитники Отечества» – содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников,воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.
«Почта» – мероприятия, направленные на информационно значимые действия: информационные выпуски о ветеранах, героическом прошлом Отечества; публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов, патриотическом воспитании детей и молодежи; специальные выпуски газет, посвященных ветеранам или памятным дням ; выпуск именных открыток и другая работа.
«Моя семья, моя земля, моя Беларусь» – мероприятия, акции, отвечают задачам изучения, сохранения школьных традиций, биографий великих соотечественников, укрепления связи разных поколений, семейных традиций, воспитания уважения к старшему поколению,акции, направленные на воспитание гражданской ответственности за судьбу Родины, родного края, развитие социальной активности обучающихся.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы с детьми. Программа рассчитана на детский разновозрастный коллектив, желающий заниматься патриотической работой во внеурочное время. Организует и руководит реализацией Программы заместитель директора по воспитательной работе, руководитель военно патриотического воспитания в тесной связи с родителями. Реализуя Программу, создаются условия для коллективной и индивидуальной (адресной) работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети; дети, требующие педагогического внимания; дети, состоящие на учёте в ИДН; дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети из семей мигрантов; опекаемые дети; дети инвалиды).
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств школьного бюджета и спонсоров.
7. Предполагаемый результат Программы
Оценка результативности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными параметрами:
* Развитие у обучающихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города Мяделя, района, области, страны.
* Формирование нравственных качеств – патриотизма; любви к родному краю, Родине; культуры достойного почитания воинов, павших за Отечество; повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы школьного коллектива; проявление мировоззренческих установок на готовность молодежи к защите Отечества.
* Выработка устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
*Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе проведения исследовательской деятельности.
В течение года
Организация профориентационной работы среди юношей по подготовке к службе в армии
Оформление и систематическое обновление материалов стенда по патриотическому воспитанию обучающихся «Отечества достойные сыны»
Обобщение методического материала (портфолио, юбилейные альбомы, буклеты, презентации, видео-фильмы)
Массовые мероприятия
Конкурсы
«Армейские будни» (январь)
Линейка «Пожарный – значит огнеборец»(ноябрь)
Конкурс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (сентябрь — октябрь)
Военно-спортивная игра «Зарничка» (согласно районного плана)
Конкурс «Меткий стрелок» (стрельба из пневматической винтовки) (декабрь,март)
Сборка, разборка АК; снаряжение магазина (по согласованию с воинской частью)
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории.» (май)
Проект «Великая Победа»
* «Равнение на знамена»
Викторина «О подвигах, о доблести, о славе…» (февраль)
Конкурс «Школьный биатлон» (январь)
* Акции «Открытка» и «Поздравление» (май)
Проект «Защитники Отечества» – подготовка к службе р армии (в течение года)
Основные направления патриотической работы
Цель воспитательной работы:
Развитие нравственных качеств личности, общей духовной и гражданской культуры, укрепление школьных традиций
Разделы:
· «Родной край»
· Цель: приобщение к ценностям культуры своего народа, формирование интереса к изучению истории, географии, экологи, культуры, быта, традициям родного края.
· «Живая связь времен»
· Цель: Развитие общеучебных умений и навыков, организаторских способностей, создание хорошего психологического климата в коллективе.
· «Ученье-путь к умению»
Цель: Формирование и укрепление школьных традиций, воспитание чувства уважения, сострадания к окружающим людям, освоение детьми культурных, духовных, трудовых традиций своего народа, осознание глубинных связей поколений, воспитание чувства патриотизма.
· «Один за всех и все за одного»
Цель: Развитие творческой активности через внеклассную деятельность. Формирование навыков здорового образа жизни, привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом.
В рамках каждого направления проводятся традиционные классные часы, посвященные памятным датам истории, Уроки Республики Беларусь, Уроки мужества, Уроки города. Традиционными являются встречи с ветеранами Великой Отечественной, участниками боевых действий против террористов.