Программа «Военно-патриотическое воспитание” на 2024 / 2025 учебный год»

Программа
  «Военно патриотическое воспитание”
на 2024/ 2025 учебный год
 


1. Введение

           Программа «Военно патриотическое воспитание » рассчитано на то, что современное общество требует подготовки молодежи, обладающей социальной активностью, самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания школьников  и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающейся молодежи как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
     Программа представляет собой комплекс проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания школьников.

2. Содержание проблемы и пути ее решения

       Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, способных к социализации, соблюдающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих толерантность, уважающих язык, традиции и культуру других народов.
     Потеря нравственных ориентиров в 90-х годах ХХ века привела к значительному ослаблению формирования у школьников социально- нравственных и гражданских позиций, в том числе и патриотизма. Практически полное отсутствие воспитательных воздействий, нестабильность социально-экономического и политического развития  общества в этот период привели к усилению кризисных явлений в молодежной среде и появлению молодых людей с опасно-деструктивным отношением к обществу и государству.
       В силу данных проблем, задачи воспитания школьников на современном этапе реализуются в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют актуализации воспитательной системы в школе, разработки новых форм и методов патриотического воспитания обучающейся молодежи, адекватных современным социально-педагогическим представлениям.
На возрастной период с 15 до 18 лет приходится важнейшие социальные и демографические события в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. За относительно короткий отрезок жизни молодые люди переживают многократную смену своего статуса. В современной школе загруженность обучающихся 10-11 классов очень высокая: многие занимаются с репетиторами, на подготовительных курсах, посещают огромное количество секций, поэтому работа по патриотическому воспитанию начинаеться с младших классов.

3. Цель и задачи Программы

     Основной целью Программы является сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти героического прошлого нашего Отечества, приобщение детей и молодежи к героической истории государства, подвигу народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, формирование у обучающейся молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому нашей республики, культуре ее народов, ее природе.

2. Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

3. Развивать у детей и молодежи лучшие качества истинного патриота .

4. Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам .

5. Воспитывать у молодежи неприятие агрессии, насилия и войны.

6. Вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.

7. Способствовать духовному, физическому, социальному развитию

обучающихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих и образ жизни.

8. Способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах.

9. Привлекать (использовать) средства массовой информации, социальных партнеров к совместной работе по формированию у детей и молодежи чувства патриотизма, готовности достойного служения Отечеству.

4. Основные направления реализации Программы

       Программа представляет собой комплекс проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания обучающейся молодежи.

Проекты

«Память» – акции, мероприятия,  направленные на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории , мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Создание в школе музейного уголка с тематиками: Они защищали Родину, Они выполняли свой интернациональный долг, Они боролись с террористами во всех точках Земного шара, Учителя Мяделя, отдавшие частицу своего сердца детям и дети, которые добились успехов в жизни.

«Великая Победа» – акции, мероприятия, направлены на празднование Дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти жертв фашистского террора.

«Милосердие» – блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: оказание помощи ветеранам, пожилым и инвалидам, семьям погибших военнослужащих (1941-1945гг.), тимуровская работа.

«Мемориал» – шефство над памятниками, мемориалами, обелисками,  воинскими захоронениями и другая благотворительная деятельность.

«Защитники Отечества» – содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников,воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.

«Почта» – мероприятия, направленные на информационно значимые действия: информационные выпуски о ветеранах, героическом прошлом Отечества; публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов, патриотическом воспитании детей и молодежи; специальные выпуски газет, посвященных ветеранам или памятным дням ; выпуск именных открыток и другая работа.

«Моя семья, моя земля, моя Беларусь» – мероприятия, акции, отвечают задачам изучения, сохранения школьных традиций, биографий великих соотечественников, укрепления связи разных поколений, семейных традиций, воспитания уважения к старшему поколению,акции, направленные на воспитание гражданской ответственности за судьбу Родины, родного края, развитие социальной активности обучающихся.

5. Механизм реализации Программы

     Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы с детьми. Программа рассчитана на детский разновозрастный коллектив, желающий заниматься патриотической работой во внеурочное время. Организует и руководит реализацией Программы заместитель директора по воспитательной работе, руководитель военно патриотического воспитания в тесной связи с родителями. Реализуя Программу,  создаются условия для коллективной и индивидуальной (адресной) работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети; дети, требующие педагогического внимания; дети, состоящие на учёте в ИДН; дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети из семей мигрантов; опекаемые дети; дети инвалиды).

6. Ресурсное обеспечение Программы

       Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств школьного бюджета и спонсоров.

7. Предполагаемый результат Программы

      Оценка результативности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными параметрами:

* Развитие у обучающихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города Мяделя, района, области, страны.

* Формирование нравственных качеств – патриотизма; любви к родному краю, Родине; культуры достойного почитания воинов, павших за Отечество; повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы школьного коллектива; проявление мировоззренческих установок на готовность молодежи к защите Отечества.

* Выработка устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

*Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе проведения исследовательской деятельности.

В течение года

     Организация профориентационной работы среди юношей по подготовке к службе в армии

     Оформление и систематическое обновление материалов стенда по патриотическому воспитанию обучающихся «Отечества достойные сыны»

     Обобщение методического материала (портфолио, юбилейные альбомы, буклеты, презентации, видео-фильмы)

     Массовые мероприятия

 Конкурсы

      «Армейские будни» (январь)

        Линейка «Пожарный – значит огнеборец»(ноябрь)

        Конкурс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (сентябрь — октябрь)

        Военно-спортивная игра «Зарничка» (согласно районного плана)

        Конкурс «Меткий стрелок»  (стрельба из пневматической винтовки) (декабрь,март)

        Сборка, разборка АК; снаряжение магазина (по согласованию с воинской частью)

        Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории.» (май)

                                  Проект «Великая Победа»

* «Равнение на знамена»

Викторина «О подвигах, о доблести, о славе…» (февраль)

Конкурс «Школьный биатлон» (январь)

* Акции «Открытка» и «Поздравление» (май)

Проект «Защитники Отечества» – подготовка к службе р армии (в течение года)

                   


                                   Основные направления патриотической работы


Цель  воспитательной работы: 
   Развитие нравственных качеств личности, общей духовной и гражданской культуры, укрепление школьных традиций

                      Разделы:

·                    «Родной край»

·                   Цель: приобщение к ценностям культуры своего народа, формирование интереса к изучению истории, географии, экологи, культуры, быта, традициям родного края.

·                    «Живая связь времен»

·                   Цель: Развитие общеучебных умений и навыков, организаторских способностей, создание хорошего психологического климата в коллективе.

·                     «Ученье-путь к умению»

Цель: Формирование и укрепление школьных традиций, воспитание чувства уважения, сострадания к окружающим людям, освоение детьми культурных, духовных, трудовых традиций своего народа, осознание глубинных связей поколений, воспитание чувства патриотизма.

·                    «Один за всех и все за одного»

Цель: Развитие творческой активности через внеклассную деятельность. Формирование навыков здорового образа жизни, привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом.

            В рамках каждого направления проводятся традиционные классные часы, посвященные памятным датам истории, Уроки Республики Беларусь, Уроки мужества, Уроки города. Традиционными являются встречи с ветеранами Великой Отечественной, участниками боевых действий против террористов.