Основные приемы формирования естественно-научной грамотности младших школьников

Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности — использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, моделирующих конкретные практические задания на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. 

Методический приём — это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Приём из технологии ТРИЗ

 (теория решения изобретательских задач)

 «Ложная альтернатива»

Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.

1.     Что растет на дубе — яблоки или груши?

2.     Кто быстрее плавает — котенок или цыпленок?

3.     Столица Беларуси — Париж или Москва?

  • Приём «Да-нетка»

 Учитель загадывает объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет». Дети должны понять, что сперва нужно сузить круг поиска, т.е. живая или неживая природа, если живая, то относится к растениям или животным.

Например, при изучении темы «Насекомые».

— Это насекомое летает? (да)

— Жалит или нет? (нет)

— Является травоядным? (нет)

— Крупное? (да)

 — С большими глазами? (да)  (СТРЕКОЗА)

Такие задания дети могут придумывать сами, работая в паре или в группе.

  • Приём «Верите ли вы, что …»

У детей таблица с вопросами, рядом с которыми дети ставят «+», если верят и «-», если не верят. В течение урока ученики узнают правильные ответы и рядом со своим ответом ставят правильный.

Например

-Верите ли вы, что ветер может разрушать горы?

— Верите ли вы, что опавшие листья вредят почве?

— Верите ли вы, что почва и камень родственники?

— Верите ли вы, что 1 см почвы образуется за 300 лет?

            4. Приём «Лови ошибку»

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую определенное количество ошибок (на начальном этапе лучше детям говорить, сколько именно ошибок им нужно найти). Учащиеся работают в группе или индивидуально.

К примеру, на уроке «Человек и мир»

Текст 1.  «Разговор двух подружек»:

«Не смотря на мороз, на улице было тепло. На ветке дерева я увидела много синичек и  ласточек.»

— Где здесь ошибка? (Ласточки зимой не летают, это перелётные птицы.)

Текст 2. Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.

(Пауки не относятся к насекомым).

Использовать такую хитрость, как ознакомление с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока: как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов. 

5. Приём «Инсерт»

Это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. «Инсерт» используют при работе с текстом, с новой информацией. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V – я это знаю

+  — это новая информация для меня

—   — я думал иначе

? – это мне непонятно, нужны уточнения

  Предложенные значки могут быть заменены другими символами по

  вашему  усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!».

  Главное – четкие  критерии ранжирования информации.

  В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты,

  чтобы дети привыкли к обилию значков.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом или можно на отдельном листе. После чтения и работы с текстом, учитель задает вопросы:

— Что было для вас знакомым?

— Что нового для себя вы узнали?

-У кого есть вопросы по тексту?

           Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре. Прием требует от ученика внимательного прочтения текста. На первых порах учащимся будет трудно анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, для начала можно использовать только пометки «знаю», «узнал новое».

            6. Прием «Бег ассоциаций»

1. Класс делится на пары.

2. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3

слова, которые ассоциируются у него с названием темы.

            На уроке математики, к примеру, прием «Бег ассоциаций» можно

использовать при постановке проблемы на уроке по теме «Круг». Детям

демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод,  

блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с

общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие

ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например,

колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими:

свобода,  нет препятствий, легкость движения, головокружение.

          Несколько по-другому можно построить работу на уроках

русского  языка. Класс делится на пары. Первый ученик называет два

слова, которые никак не связаны между собой. Например, «кот» и

«автомобиль». Задача  другого ученика: составить предложение, где эти

два слова будут связаны: «Черный кот сидел на капоте автомобиля».

              7. Прием «Исследование в форме наблюдения»

Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать

результаты по заданной форме, провести защиту.

Пример:

Провести наблюдения за погодой в течение 7—15 дней -утром и вечером.  

По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:

1.За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха,

закономерность изменения температуры за указанный промежуток

времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4.Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в

течение суток.

5.Атмосферное давление. Изменение давления.

6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

              При  формировании естественно-научной грамотности, основными  формами  проведения  учебных  занятий  являются:

— комбинированный урок,

— урок-исследование,

— проблемный урок,

— уроки- конкурсы,

— экскурсии,

— практикумы, а также внеурочная и проектная деятельность.

            Использование вышеперечисленных приемов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.