План-конспект урока по предмету «Человек и мир» 2 класс по теме: «Рыбы»

Цель: формирование у учащихся представлений о рыбах как об особой группе животных.

Задачи:

— создать условия для усвоения отличительных признаков рыб, особенностей их строения в связи с жизнью в воде;

— способствовать осознанию учащимися роли рыб в природе и для человека, необходимости поддержать чистоту воды в водоемах, а также бережного отношения к этой группе животных;

— развивать умения описывать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи в системе «особенности строения».

Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие, глобус, книга для чтения, схема «Рыбы», «Приспособления рыб для жизни в воде», «Рыбы по способу питания», «Охрана рыб»; рисунки рыб; раздаточный материал; мультиборд.

Ход урока

  1. Организационный этап

— Все расселись по местам. Никому не тесно?

— По секрету скажу вам: будет интересно!

— Все готовы? Улыбнитесь соседу по парте, пожелав успешной работы. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания.

— Но сначала, напомните мне какую тему мы изучали на прошлом уроке? (слайд 2)

— Проверим ваши знания по данной теме. Вам необходимо самостоятельно выполнить задания на листах.

 — Проверяем себя, все ответы вы видите на экране. И не забываем оценить себя. (слайд 3)

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

— Вы замечательно справились с задание. А чтобы понять, куда мы сегодня отправимся на уроке, какой мир откроет для нас двери, нужно потрудится.

— Внимание на экран (слайд 4), вашему вниманию предлагаются 3 строчки в которых нужно найти лишнее слово и объяснить почему, и тогда мы с вами отгадаем название группы животных, которые приглашают нас в гости.

* Муха, окунь, бабочка, комар, пчела. (Окунь – рыба, а остальные насекомые )

*Сом, ласточка, скворец, аист. (Сом – рыба, остальные – птицы)

*Медведь, волк, лиса, карась. (Карась – рыба, остальные – животные)

— Назовите все лишние слова одним словом. (слайд 5)

— Все верно, молодцы РЫБЫ и есть тема нашего урока.

— Чего на Земле больше – воды или суши?

— Кто живет в воде?

— Вот сегодня на уроке мы с вами и отправимся в царство рыб. Узнаем (целеполагание — слайд 6):

         * отличительные признаки рыб;

* как рыбы приспособились жить в воде;

* чем рыбы питаются;

* как заботится государство о рыбах.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

— Рыбы живут в океанах и морях, реках и озерах, болотах и ручьях. Самая крупная рыба в Беларуси – речной сом. Он достигает в длину 5 метров. Самая большая морская рыба – китовая акула, 18 метров и весит она как 6 слонов.

— Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем первый абзац на 83 странице и ответим на вопрос — Чем рыбы отличаются от других животных? (схема «Строение рыбы» на сладе 7) (жабры – жаберная крышка, плавники, чешуя)

Работа в парах – заполнить схему «Строение рыбы» (слайд 8)

— Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Парная самопроверка)

 (слайд 9 -12)

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит                                        кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

— У рыб есть пузырь с воздухом – плавательный пузырь. Он делает рыбу легкой и быстрой.

— Что помогает рыбам жить в воде? (схема «Приспособления рыб для жизни в воде»)

— Ребята, а как вы думаете: чем питаются рыбы?

(Составление схемы «Рыбы по способу питания» — обращаясь к книге для чтения стр 135-136 «Что у рыбы на обед?», индивидуальная работа с карточками)

Физминутка (слайд 13)

         Рыбки весело плескались  

         В чистой свеженькой воде.

         То согнуться, разогнуться,

         То зароются в песке.

         Мы присядем столько раз,

         Сколько рыбок здесь у нас.

         — Внимание на экран (слайд 14,15) – Интересные факты о рыбах.

         — Какое значение имеют рыбы в природе? (чтение учебника стр. 84 второй абзац)

         — Как размножаются рыбы? Кто знает, что такое нерест? (Нерест – это сложное поведение рыб в период размножения. Рыбы откладывают икру, из которой появляется зародыш, малек. Он питается, растет, развивается и становится взрослой рыбой.

— Ребята, как вы думаете: во всякой ли воде рыбы себя хорошо чувствуют?

— Вода – это дом для рыб. Часто человек, не задумываясь о последствиях, вторгается в этот дом, нарушает в нем «мирную» жизнь рыб. А рыбы как и другие животные, нуждаются в охране.

— Какие правила нужно соблюдать человеку? (не ловить рыбу сетями, не рыбачить во время нереста, не засорят воду) (в ходе беседы составляем схемы «Охрана рыб»)

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

         — Назовите рыб, которые живут в водоемах Беларуси?

— Какие части тела есть у рыбы?

— Как рыбы приспособились жить в воде? 

— Чем рыбы питаются?

— Какова роли рыб в природе и для человека?

— Заботиться ли государство об охране рыб?

5. Этап закрепление новых знаний.

Парное выполнение Фишбоуна с дальнейшей проверкой учителем.

(слайд 16)

6. Этап подведение итогов.

Учитель анализирует работу класса и отдельных учащихся, оценивает совместно с учащимися достижение задач урока.

7. Этап рефлексии

Игра «Закончите фразу»

Игра «Мое настроение» (слайд 17)